Мендельсона, по-прежнему будем поражать уже современное культурное общество новыми переложениями популярной классики, и так давно набившей оскомину самим «академистам». Вторая же дорога окажется для нас более тернистой, ибо создание нового репертуара, общение и работа с композиторами, редакция, продвижение и издание новой музыки – усилия, не сопоставимые с привычной творческой активностью…
Замечательный ленинградский музыкант, балалаечник и композитор А. Б. Шалов, выбравший именно вторую дорогу, в свое время совершил новый качественный рывок (после В.В. Андреева и Б.С. Трояновского) в сторону осмысления и адаптации русского народного мелоса. Он создал «золотой фонд» обработок русских народных песен, которые были и будут актуальны всегда. Что касается нового уровня осмысления русского песенного фольклора, то здесь мне более всего импонирует то, как с этой задачей справился талантливый воронежский композитор, пианист Михаил Цайгер. Его концертная фантазия на тему русской народной песни «Сронила колечко» для балалайки соло является наиболее точно отражающей то направление, в котором должен развиваться жанр обработки; это произведение – достойный пример зрелого композиторского мышления с оригинальным языком, не отягощенным привычными клише.
Говоря о зарождении оригинального репертуара для балалайки, нельзя не вспомнить родоначальника профессионального исполнительства на русских народных инструментах, первого музыканта, представившего всему миру балалайку в качестве академического инструмента, В.В. Андреева. Огромной популярностью пользовались и пользуются его вальсы, полонезы, мазурки, обработки русских народных песен; он активно сотрудничал с профессиональными композиторами того времени, для балалайки писали: А. Гречанинов, Н. Фомин, Ф. Ниман. Не менее значимый вклад в балалаечный репертуар внес последователь В.В. Андреева, его ученик, Б.С. Трояновский. В нашей истории он остался как блистательный виртуоз, автор множества прекрасных обработок русских народных песен, среди них самые известные: «Заиграй, моя волынка», «Ах, ты, береза», «Цвели-цвели цветики», «Уральская плясовая»