Б. Болдырева. Благодаря его общению и сотрудничеству с Н. Пейко, Ю. Шишаковым, Г. Шендеревым, Н. Чайкиным, И. Тамариным, А. Дудником, балалаечный репертуар значительно пополнился новой качественной музыкой. Весомый вклад в развитие оригинального репертуара для балалайки внесло сотрудничество А.С. Данилова с известным ростовским композитором А. Кусяковым, написавшим три сонаты для балалайки с фортепиано и Концерт для балалайки, ударных, струнных и рояля. С уральскими композиторами тесно сотрудничал Е.Г. Блинов; он – первый исполнитель произведений Н. Пузея, Е. Кичанова, Е. Быкова. Для замечательного украинского балалаечника Владимира Илляшевича писали такие композиторы, как К. Мясков, К. Доминчен, Н. Шульман, В. Зубицкий, П. Петров-Омельчук.
Есть позитивные тенденции, наметившиеся в оригинальной музыке в нашем жанре и за последние годы. Первым музыкантом, который эти тенденции обозначил и укрепил, является А.А. Горбачев. Будучи прекрасным исполнителем, методистом и публицистом, он создал новый концертный репертуар балалаечника из ряда транскрипций и переложений скрипичного, клавесинного, домрового и мандолинного репертуара, требующий от исполнителя высокого исполнительского мастерства.
Наш жанр богат талантливыми исполнителями-композиторами, которые вносят серьезную лепту в развитие и расширение оригинального репертуара для балалайки своими замечательными сочинениями. Один из них – известный московский балалаечник и композитор, А.И. Марчаковский, который действительно имеет свое «лицо», свой самобытный язык, который не спутать ни с чьим другим. Продолжатель традиций С.В. Рахманинова и С.С. Прокофьева, А. Марчаковский высоким слогом и с поистине симфонической драматургией преподносит слушателю образы русской природы и глубину русской души. Лауреаты Всероссийских и международных конкурсов Евгений Шабалина, Евгений Желинский и автор этих строк Дмитрий Калинин создают новый репертуар, обеспечивая своим инструментам достойные условия для развития уровня исполнительства молодых музыкантов, а также ставят высокую планку перед новым поколением композиторов, решивших попробовать свои силы в этом непростом жанре.
Наш жанр, действительно, совсем не простой. При внешней доступности, «народности» балалайки и домры до сих пор, увы, остаются для композиторов непознанными, и даже, в некотором роде, экзотическим. Музыкант-народник не может позволить себе быть просто хорошим музыкантом, он должен быть личностью, способной своим талантом заставить современных авторов обратить на себя внимание. В большинстве случаев композитор пишет не просто музыку для балалайки, домры или баяна, он пишет музыку для какого-то определенного солиста, сумевшего наладить с ним творческий контакт, сумевшего его заинтересовать.
В связи с этим, хочу высказать свое глубокое убеждение в том, что интересное и захватывающее произведение можно написать для любого музыкального инструмента. Русский народный инструмент это, в первую очередь, музыкальный инструмент, на котором прекрасно звучит любая музыка, профессионально написанная для нее в абсолютно любом жанре. У русских народных инструментов большое будущее, их возможности еще до конца не осознанны и не раскрыты; но за тот недолгий период, который они известны в профессиональном статусе, наши балалайки, домры и баяны получили такое развитие, на которое бы иному инструменту не хватило бы и триста лет. Хочется надеяться, что те темпы, которые мы набрали за последние 3-4 года, не снизятся, а наоборот, возрастут. Ибо, находя единомышленников и помогая друг другу в нашем нелегком деле, мы не просто сохраняем свою профессию, мы сохраняем национальное культурное достояние России.